Путем ряда формальных переуступок права требования не уйти от учета кредиторки в доходах
В апреле 2009 года между ООО «Ш» (покупатель) и ООО «А» (поставщик) был заключен договор поставки на сумму 161 млн рублей.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО «Ш» налог на прибыль, пени и штраф. Инспекция установила, что компании являются взаимозависимыми (один учредитель и директор, один юридический адрес). Расчет за поставленный товар ООО «Ш» не произвело, а в марте 2010 года ООО «А» было ликвидировано. Следовательно, сумма кредиторской задолженности подлежала учету во внереализационных доходах ООО «Ш».
Компания обратилась в суд (дело № А60-19936/2014), поясняя, что право требования задолженности перешло другому лицу – ООО «У» на основании договора уступки долга, датированного декабрем 2009 года, а затем ООО «П» по договору уступки от апреля 2012 года. При этом компания перечисляла в адрес ООО «У» 5 млн рублей, а в адрес ООО «П» - 9 млн рублей.
Инспекция также установила, что ООО «У» и ООО «П» являлись «номинальными» организациями (исходя из данных об их имуществе, работниках, хозоперациях) и фактически деятельность не вели. ООО «У» исключено из ЕГРЮЛ в октябре 20013 года по инициативе налогового органа как недействующая организация. Также установлено, что денежные средства, перечисленные в счет погашения долга возвращались затем через фирмы-однодневки ООО «Ш» и на счета сына учредителя ООО «Ш».
Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, решив, что компанией создана схема по уходу от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды, поскольку налогоплательщик за реально полученный от взаимозависимой компании товар денежные средства не уплатил. При этом контрагент в преддверии своей предстоящей ликвидации, о которой было известно обеим сторонам, формально заключил договоры уступки с номинальными компаниями.
Судья ВС (309-КГ15-5582 от 15.06.2015) также отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
Источник: http://www.audit-it.ru/