По данным исследования, на каждый из них приходится более 120 тысяч зрителей. Парадокс, но, несмотря на нехватку кинотеатров, последние продолжают закрываться (достаточно вспомнить печальную судьбу «Триумфа» и «Рубина»). В причинах сложившейся ситуации, справедливости рейтинга и перспективах пермского кинопроката мы решили разобраться.
Внимательнее изучив исследование, несложно догадаться, что в один список попали и старые одно-, двухзальные кинотеатры, и суперсовременные мультиплексы, учитывалось количество, а не качество.
– Нужно разделять понятия «кинотеатр» и «кинозал», – подтверждает исполнительный директор компании «Р-Консалтинг» Ольга Козырева. – И если кинотеатров в Перми семь, то кинозалов – гораздо больше, причём корректней было бы считать именно их. Например, кинотеатр «Кристалл IMAX» имеет 5 залов вместимостью 1034 места, Very Velly в ТРК «Колизей-Cinema» – 9 залов вместимостью 1691 место. В ТРК «Столица» работает пятизальный мультиплекс на 1340 мест. В ТРК «Семья» – восьмизальный кинотеатр национальной сети «Синема-парк» с 1308 посадочными местами, прибавим к этому 6 залов киноцентра «Премьер». В России работает примерно 1105 кинотеатров / 3128 залов, из них регулярный показ (более трёх сеансов в день) осуществляют 1000 кинотеатров / 3012 залов. Для нормальной обеспеченности, по прогнозам специалистов, цифра должна быть в два раза больше – на уровне 5–6 тысяч кинозалов. Сегодня в среднем по России на каждые сто тысяч жителей работает 2,17 зала. А должно – 3,48 кинозала. Если исходить из того, что в Перми проживает 1 миллион человек, то нам вполне достаточно 30 кинозалов – и они в городе есть. С другой стороны, уверена, что кинотеатров должно быть столько, чтобы у каждого жителя была возможность сходить в кино в собственном районе.
– По сравнению с отдельно строящимся зданием, мультиплекс несёт значительно меньшие затраты на строительство, получая с первых дней эксплуатации большую посещаемость за счёт привлечения покупателей супермаркетов, – разъясняет Ольга Козырева. – Оценивая эффективность работы действующих кинотеатров, можно утверждать, что мультиплекс в составе торгового центра является видом бизнеса со сниженным уровнем затрат и повышенными показателями выручки, а следовательно, более рентабельным и успешным. При этом проектирование кинотеатра в виде мультиплекса не является непосильной задачей. В мультиплексе должно быть минимум 6-7 кинозалов: здесь ресурс зрительских мест оценивается минимум в 700–1000. Само здание нуждается в тщательной проработке и оптимизации ещё на стадии предпроектного предложения всех зон пребывания посетителей, технических и технологических помещений, путей проходов и эвакуации с целью получения максимальной отдачи всех площадей комплекса в процессе его эксплуатации.
Ещё одним фактором в пользу нескольких небольших залов вместо одного «тысячника», является психологическое желание любого человека смотреть фильм в уютной обстановке.
– Ситуация такова, что у ста зрителей в 1000-местном зале создается впечатление, что зал пуст, а значит, фильм плохой, а значит, возникает вопрос: «Зачем я сюда пришёл?», – подытоживает Ольга Козырева. – И наоборот, эти же сто зрителей в 100-местном зале создают ощущение аншлага даже при посредственном фильме. Точно установлен следующий психологический феномен: люди чувствуют себя комфортно в небольшой компании (не более 80–100 человек).
В итоге конкурентоспособными становятся многозальные кинотеатры с развитой инфраструктурой, открытые в крупных торгово-развлекательных центрах: так можно привлечь больше зрителей, увеличить количество проданных билетов, ускорить окупаемость вложенных в строительство средств и в итоге увеличить прибыль всего объекта. Может быть, в ближайшем будущем найдутся девелоперы, которые учтут все риски и найдут-таки возможность открыть мультиплексы не только в центре Перми? Время покажет.
Источник: http://metragi.ru/